1Б. Психоистория индивидуалистична, а не холистична, как со. циология и антропология.
1Б.1. Холистическое заблуждение, будто группа - это некая сущность, стоящая выше составляющих ее индивидов, само подлежит исследованию с точки зрения психоистории, поскольку является фантазией, рассматривающей группу как материнское тело с собственными целями и мотивами.
церковь - это групповая фантазия зависимости, армия - групповая фантазия рождения, правительство групповая фантазия выхаживания, капитализм групповая фантазия контроля, революция - групповая фантазия антизависимости, классовая система - групповая фантазия почтения, школа - групповая фантазия унижения.
3В.2. Лидер - это не только родитель. Он играет защитные роли, необходимые на любой стадии групповой фантазии, становясь строгим отцом, когда группа отвергает групповое насилие, заботливой матерью когда группа стремиться защититься от ощущения покинутости, непослушном сыном - когда его авторитет пошатнулся, и параноидальньм братом (сестрой), когда на него проецируется групповое насилие.
3В.3. Лидер всегда служит вместилищем группового чувства униженности - результата деперсонализации
или лишения интрапсихических защитных механизмов, что создает для членов группы угрозу снова стать беспомощными детьми.
ЗГ. Исторические групповые фантазии - результат взаимодействия различных психоклассов.
ЗГ.1. Психоклассы - это группы индивидов со сходным стилем воспитания в детстве, выделяемые в пределах одной популяции.
ЗГ.2. Разным психоклассам требуются разные способы групповой защиты, которые часто несовместимы.
ЗГ.З. Чем больше расстояние между психоклассами в популяции, тем острее конфликт их защитных стилей.
ЗГ.4. Чем выше психогенный стиль психокласса, тем меньше для него необходимость открыто вступать в конфликт.
ЗГ.5. Психоклассы лишь частично соотносятся с экономическими классами - это зависит от исторического периода.
ЗГ.6. Политические и религиозные движения связаны больше с психоклассами, чем с экономическими классами.
ЗД. С каждым поколением на историческую арену выходит новый психокласс, нарушающий групповую фантазию более старого психокласса и приводящий к периодам бунта, триумфа и реакции.
Ни одна экономическая Система не «требует» наличия какого-либо конкретного психогенного типа -и капитализм, и социализм смогут существовать и с садистским типом личности, и со зрелой личностью; и ни одна экономическая система не «требует» какого либо определенного способа воспитания детей.